среда, декабря 13, 2006

Аэрокобры над Кубанью

В.Роман. "Аэрокобры" над Кубанью (P-39K, L и M). - К.СПД Романенко В.Д., 2006. 96 с.: ил., табл.
Аннотация издательства:
Монография посвящена истории создания истребителя P-39 "Аэрокобра" и применению его "ранних" моделей P-39K, L и M в советскими ВВС в боях над Кубанью. Рассматриваются особенности конструкции и ЛТХ самолета, пути поставок в СССР, хроника боевых действий авиаполков ВВС РККА и ВВС ВМФ. Приведены подробные чертежи в масштабе 1:48, схемы карты, 21 цветное и 51 ч/б фото. Впервые публикуются окраска самолетов советских асов А.И.Покрышкина, Б.Б.Глинки, В.М.Дрыгина и др. Издание предназначено для любителей истории авиации и моделистов.

Книга является «продолжением» вышедшей в 1993 году книги того же автора «Аэрокобры» вступают в бой, в которой были рассмотрены история создания и боевого применении первых моделей истребителя. Во второй части рассмотрены вопросы применения ранних моделей. Вот такой вот вечно молодой истребитель.
Смущает также, что «продолжение» опять содержит вопросы создания «Аэрокобры». На мой взгляд, это не логично.
В целом книга хорошая, смущает только, что собственно про Кубань в книге всего пять страниц (про создание и применение в САСШ и Великобритании – 25, применение в ВВС ВМФ, в основном СФ - 6). На мой взгляд, или слово Кубань надо из названия убрать, либо добавить в «над Кубанью, Заполярьем и на других фронтах».
В книге очень много серийных номеров самолетов – откуда прибыли, куда убыли и т.д., но про судьбы людей очень мало – автора в основном интересуют самолеты. Приблизительно так – полк потерял 4 самолета – n1, n2. n3, n4 и трех пилотов (но иногда уточняется и судьба пилота).
Очень мешает в тексте набор букв «нвбз». Я конечно знаю, что это значит (не вернулся с боевого задания), но глаз режет.
Очень не любит автор Советский Союз, Сталина, Буденного, Кагановича. Про Ворошилова пока не нашел, но, думаю, и его не любит. Так, им досталось за то, что авиатрассы через Сибирь (от Красноярска до Чукотки) не существовало и что за «каждый перелет «от Байкала до Амура»даже в конце 30-ых считался подвигом».
Автор многократно утверждает, что американские ВВС не допускались на нашу территорию исключительно потому, что «воздушные наблюдатели» были решительно противопоказаны ГУЛАГУ. Ну и конечно «секретом», по мнению автора, были «факты слабой освоенности территории». Другие аргументы отказа в допуске военных третьей страны на территорию СССР, да еще на Дальний Восток, автор не рассматривает. На следующей странице, оказывается, что и у САСШ не было такой трассы (От Буффало до Аляски), но это не страшно.
Применительно к боям на Кубани – стандартный набор про Покрышкина: скорость-маневр-огонь. Нормально хроники боевых действий нет.
Иногда встречаются странные фразы: «Свободная охота» как основной способ боевых действий – логическое развитие тактики люфтваффе раннего климактического периода, когда еще хочется и «можется» сбивать, но «гулять самим по себе» уже не дают…»
В целом книга похожа на первую часть. Автор поработал с документами, много изучил, но любовь к железякам и нелюбовь к руководству СССР немного портят впечатление от неплохой книги.

Комментариев нет: